В 2000 году у издательства 3DO, которому принадлежал тогдашний разработчик серии Heroes of Might and Magic, – New World Computing – начались серьезные финансовые трудности. У компании провалилось множество сторонних проектов по бренду Might and Magic, а потенциальный хит, четвертые “Герои”, находился лишь в начале цикла разработки. Деньги на существование и издательства, и разработчиков нужно было откуда-то брать, а потому было принято бизнес-решение, которое в некотором роде опередило время. Последние десять лет игроков уже не удивить каким-либо пустяковым DLC с парой шкурок на персонажей, что продаются за каких-нибудь $10. Для начала “нулевых” же это было неизведанной территорией, и в руководстве NWC решили ступить на нее. Так миру явили “Хроники Героев” – серию сюжетных standalone-DLC к третьим “Героям”.
По сути, “Хроники” представляли собой набор сюжетных кампаний без каких-либо геймплейных нововведений. Глобальную историю разделили на восемь глав, из которых официальный релиз на физических носителях был только у шести. В каждом издании по две главы, то бишь две кампании, состоявшие из восьми частей. Учитывая, что такое количество карт в оригинальных третьих “Героях” было всего у двух кампаний, игрокам предлагался довольно объемный продукт, пусть и без игровых нововведений. Этот факт все же дает историкам моральное право не ставить 3DO и NWC в один ряд с современными воротилами геймдева. Впрочем, на тот момент многие встретили подобную инициативу именно так, как сегодня сообщество реагирует на какое-нибудь DLC с особой шкуркой в игре от EA или Ubisoft.
Сюжет “Хроник” повествует о приключениях Тарнума – некогда короля варваров, который подарил своему народу свободу, однако впоследствии сошел с ума и вверг своих людей в пучину безумия и культа войны. После смерти Тарнум предстал перед божествами варваров – Предками – которые отказались пустить его в рай, но и в ад отправлять не стали, памятуя его былые заслуги. В наказание бывший правитель варваров был проклят бессмертием, и отныне в ходе своей вечной жизни должен был выполнять различные поручения Предков. Задания, разумеется, были не из серии “принеси пива” – предки отправляли Тарнума вмешиваться в различные глобальные события, от исхода которых зависела судьба разных народов, а порой и всего мира.
В ходе своих приключений Бессмертный герой примеряет на себя личину деятеля самых разных народов континента Антагарич. Сюжет большинства глав в той или иной степени перекликается с разными кампаниями основных третьих “Героев”. В первой части, “Воины степей”, игроку предстоит узнать историю Тарнума до его смерти, пройти путь от молодого воина-освободителя до безжалостного Варвара-Тирана. В “Преисподней” главный герой облачается в доспехи рыцаря и ведет войска молодого королевства Эрафии в битву за душу его первого короля. В “Повелителях стихий” Бессмертному герою предстоит объединиться с некогда заклятыми врагами, волшебниками, дабы одолеть Лордов элементалей. “Схватки драконов” повествуют о противостоянии Тарнума во главе эльфийской армии и Королевы драконов Мутары. “Мировое древо” и “Пламенная луна” объединены общим сюжетом о борьбе Тарнума и безумного Предка Ворра. В “Восстании” главный герой помогает жителям болотных земель вырваться из рабства, а в “Ледяном Клинке” – отправляется в поход с целью предотвратить находку артефакта, что может уничтожить мир.
Если геймплейно “Хроники” ничего нового в игру не привнесли, то сюжетно история выглядит куда более насыщено, чем оригинальные кампании третьих “Героев”. Там история подавалась несколькими отрывками текста в каждой из карт, что в общих чертах обрисовывали происходящее. В “Хрониках” же сюжет подается куда более объемно, благодаря чему история становится не просто каким-то фоном, а весомой мотивацией пройти игру до конца. Конечно, сюжет не претендует на лавры невероятно глубокого сторителлинга, однако от одной главы к другой просматривается рост персонажа Тарнума. Начиная с “Преисподней” и далее, протагонист постоянно развивается, проходя путь от неприятия своей судьбы до смирения и обретения истинной мудрости. В конечном счете у Бессмертного героя нет каких-то особых сил помимо тех навыков, что он приобретал сам в ходе своих странствий. И именно этот опыт и эти знания и помогают Тарнуму в сложные моменты.
Игрокам, которые интересовались миром третьих “Героев”, “Хроники” однозначно придутся по душе, ведь их события как дополняют лор в целом, так и являются прямым продолжением некоторых кампаний основной игры. “Повелители стихий” раскрывают истинные мотивы Лордов элементалей, что помогли королеве Екатерине разгромить демонов в “Клинке Армагеддона”. “Схватки Драконов” – прямое продолжение сюжета “Крови Дракона”, а “Ледяной Клинок” продолжает линию “Клинка Армагеддона”.
Из недостатков многие игроки отмечали небольшой размер многих карт в кампаниях, и это действительно так. Местами можно поймать себя на мысли, что их создатель работал в некой спешке, на что указывает и странный релиз “Мирового древа” и “Пламенной Луны”. Обе эти кампании не вышли в продажу, а количество миссий в каждой из них ограничилось пятью. Причем завязка сюжета и его развитие там едва ли не самые оригинальные среди всех “Хроник”, а потому нет никаких причин для подобного урезания кроме кроме как то, что создателям не хватило времени на две полноценные главы. В итоге на момент релиза ознакомиться с дополнением можно было лишь путем скачивания с сайта NWC. Сегодня же полное издание “Хроник” есть в магазине GOG.
“Хроники Героев” выходили с 2000 по 2001 год, и на какое-то время помогли 3DO и NWC выровнять финансовые отчетности, что позволило выпустить четвертых “Героев” и девятую Might and Magic. Тарнум в конце концов не остался забыт, и его сюжетная линия гармонично завершилась в кампании “Былое величие” в Heroes of Might and Magic IV, что лишний раз подчеркивает важность персонажа для вселенной. Если вы из тех, для кого сюжет в стратегиях ничего не значит, то вряд ли этой серии DLC есть, что вам предложить. Но если вам все же интереснее собирать войска и придумывать стратегии под аккомпанемент интересной истории, то “Хроники” – это однозначно то, что вам нужно.